Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Что принесет с собой смена образовательного вектора?

Во всех школах Хабаровского края с 1 сентября будут введены федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. ..., Во всех школах Хабаровского края
Во всех школах Хабаровского края с 1 сентября будут введены федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Охарактеризовать годы, проведенные мной и моими однокашниками за школьной партой, можно не совсем однозначно. Спустя десяток лет после выпускного бала большинство из нас с теплотой вспоминает свою альма-матер, восхищается мудростью учителей, стараниями которых мы обрели путевку во взрослую жизнь. Но какие ощущения испытывал тогда среднестатистический школьник, коротая очередные сорок минут? Во время урока все, что нас окружало, вызывало скуку. Монотонный голос, диктующий уравнения, клонил в сон. Стрелка часов скользила по циферблату мучительно медленно. Из кабинетов мы бежали сломя голову, не имея особого желания возвращаться к ненавистным наукам. Но сказать, что учебные программы были неинтересны — значит солгать. Возможно, хромали формы подачи материала, которые не могли увлечь в полной мере.
Стремительное развитие информационных технологий, разработка различных методов воздействия на каналы восприятия человека не оставляют шансов традиционной в понимании россиянина XX века школе. Ученые считают, что существующий разрыв между системой образования и цифровой социализацией общества уже является общемировой проблемой. Именно поэтому школы должны преобразиться и готовить наших детей — так называемое «поколение Z» — в соответствии с веяниями времени.
Для начала необходимо четко представить себе портрет нынешнего выпускника, определиться, каким набором навыков и качеств для успешной жизнедеятельности должна обладать молодежь, получившая аттестат зрелости. Исследования показывают, что современный участник информационного общества должен быть креативным, инициативным, мотивированным на достижение конкретных результатов, способным рефлексировать и критически мыслить. В соответствии со сложившейся картинкой следует приводить образовательный процесс к единому знаменателю. Для этого разработаны федеральные государственные образовательные стандарты.
— Они представляют собой совокупность требований к результатам, предъявляемых к определенному уровню образования, и к структуре основной образовательной программы, которая регулирует содержание образования и соотношение обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами, учащимися и родителями), — объясняет консультант отдела общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Алексеева. — Стандартом выдвигаются также требования к условиям реализации образовательных программ. Уже сейчас можно заметить, насколько изменилась инфраструктура школы – появилось новое учебное оборудование, строятся спортивные залы, комплектуются школьные библиотеки. Новые требования к современной информационно-образовательной среде означают переход от классно-урочной системы к открытой образовательной среде.
Одним из главных достоинств ФГОСов является их преемственность, благодаря которой содержание каждого следующего этапа обучения для ребенка становится максимально эффективным. Иными словами, стандарты дополняют друг друга. В идеале мы получаем единое образовательное пространство, позволяющее всесторонне развивать личностные качества молодого человека и готовить его к профессиональной деятельности с ранних лет.
Существуют следующие федеральные государственные образовательные стандарты: дошкольного (детский сад), начального общего (1-4 класс), основного общего (5-9 класс), среднего образования (10-11 класс). Далее следуют ФГОСы среднего и высшего профессионального образования.
— Стандарты дошкольного и начального общего образования уже действуют, — продолжает Юлия Николаевна. — С начала учебного года в штатном режиме в школах вводится ФГОС основного общего образования. К этому мы долго и планомерно готовились. В первую очередь, необходимо было решить проблему подготовки педагогов к работе по новым образовательным стандартам. Министерством образования и науки Хабаровского края совместно с Хабаровским краевым институтом развития образования была разработана каскадная модель повышения квалификации, получившая высокую оценку на всероссийском уровне. Работая в командах на установочных семинарах, педагоги, методисты, специалисты органов управления образования со всех районов края досконально изучали ФГОСы, рассматривали различные организационные механизмы внедрения стандартов. Приобретенные знания они ретранслировали в своих городах и населенных пунктах на модельных семинарах для других учителей, а те распространяли полученный опыт в образовательных учреждениях. Получился своего рода каскад, который охватил всех специалистов региона. Что касается стандарта среднего образования, то в настоящее время проводятся организационно-подготовительные мероприятия по его внедрению в пилотном режиме с 01 сентября 2016 года.
Так что же изменится с полным «стандартизированием» образовательной среды? Прежде всего, другим станет подход учителя к организации процесса обучения. Иначе, педагог попросту не сможет обеспечить те самые соответствия требованиям, которые содержатся во ФГОСах. Конечно, это подразумевает внедрение новых технологий, форм организации обучения. Также для детей в зависимости от возможностей образовательного учреждения, согласно новым стандартам, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы. У подростков появится десять часов внеурочной деятельности, во время которых они будут всесторонне развиваться. Вместе с введением ФГОСов более весомой в цепочке «школа — ребенок» станет роль родителей.
Возвращаясь к нестандартным формам организации обучения, стоит упомянуть, что эта тема была затронута во время недавней краевой августовской научно-практической конференции. Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, призвала педагогов в полной мере проявлять творческий потенциал при создании учебных программ. И действительно, однообразные лекции можно заменить весьма любопытными формами проведения учебных занятий.
К примеру, сторителлингом, который предполагает освоение материала при помощи рассказывания историй. Не совсем понятные и от этого скучные факты могут преобразиться, если снабжать их интересными примерами и сравнениями. Этот способ, давно практикующийся в западных школах, развивает у детей воображение и логическое мышление. Другая форма обучения — «BYOD» («Bring your own devices» — «Принеси свое собственное устройство»). При ней ученики используют мобильные гаджеты для выполнения тестовых заданий, поиска нужных словарей. Таким образом, дети повышают свой уровень информационной культуры и работают оперативно. Суть очень популярной в продвинутых школах России технологии «Перевернутый класс» заключается в самостоятельном изучении подростком лекционных материалов и подробном разборе этой информации на уроках с учителем.
— Количество разнообразных методов и форм обучения очень велико, что позволяет максимально эффективно воздействовать на любого подростка, какими бы особенностями восприятия он ни обладал, — резюмирует Юлия Алексеева. — Эффективность и результативность введения стандарта во многом зависит от педагогов. ФГОСы собрали все лучшее из педагогики, предоставили большую свободу преподавателям в составлении программ учебных предметов. При этом важно отметить: федеральным законом "Об образовании" гарантируется общедоступность и бесплатность общего образования.
Люди по-прежнему относятся к стандартам излишне скептически, не представляя себе полностью, насколько может модернизироваться образовательный процесс. А, главное, какие преимущества в воспитании детей это даст. Нынешним школьникам следует набраться терпения, показать упорство в достижении результатов. Необходимо, чтобы ребята осознавали: залог будущих успехов — это стремление к самореализации и развитию. Возможности для этого им предоставят.
Владимир Цибизов

Также по теме:
Сервис Вопросы и ответы предназначен для обмена различной информацией между Хабаровчанами.